— А вы знаете зверей, которые входят в «Большую Пятерку» Африки? Это лев, слон, леопард, буйвол и носорог. Наш гид африканец Пол лихо ведет минивэн по каменистой дорожке, рассекающей национальный парк Масаи-Мара в Кении. При этом он сосредоточенно всматривается вдаль саванны.
— Вон, смотрите! – указывает Пол на что-то копошащееся в кустах. Слоны.
Африканский слон является самым большим наземным животным. Его вес достигает нескольких тонн. Мы наблюдаем, как слоны неспешно выходят из кустов и группой переходят дорогу перед нами.
— А почему жираф не входит в «Большую Пятерку»? – интересуюсь у Пола. – Это же самое высокое животное в мире…
Жирафы – настоящее украшение саванны. В Масаи-Мара мы их встречаем на пути довольно часто. Несмотря на свой гегемоничный вид, жираф передвигается грациозно и легко. Когда мы пытаемся подъехать поближе, то животное как бы равнодушно делает несколько быстрых движений и оказывается еще на десяток метров дальше от нас – он даже не бежит, а как бы порхает над землей. При его росте и структуре по виду нарушающей все законы физики, это видится мне восхитительным зрелищем.
— В «Большую пятерку» входят только крупные животные, которые могут напасть на человека. Вот Буффало (буйвол) – вроде парнокопытное, но в отношении человека может проявить большую агрессию. — Разъясняет гид.
Буйволы повсюду в саванне. Это громадные, но, на мой взгляд, довольно невзрачные представители саванны. Их главным, и, наверное, единственным украшением являются рога.
— А если лев попытается забраться в салон через крышу? Мы должны будем быстро захлопнуть ее? – я заметил, что в нашем минивене люк-крыша поднимается слишком высоко и дикий зверь легко сможет проникнуть внутрь. И потому задаю волнующий меня вопрос гиду.
— Нет, если лев заберется на крышу, то он нас всех убьет! – весело отвечает африканец, крутя баранку автомобиля. Дальнейших разъяснений я не получаю и предполагаю лишь, что его мастерство водителя не позволит дикой кошке так близко подойти к нам.
— Вон львы! – кричит наш гид, выруливая автомобиль в сторону. Сначала мы замечаем только буйволов. Смотрим дальше по направлению взгляда самого большого парнокопытного и видим двух львиц, вальяжно распластавшихся в метрах тридцати. Они как бы не замечают буйволов, но нет, да искоса поглядывают по сторонам. Тут одна из львиц поворачивает голову в нашу сторону, и я вижу сквозь свой телевик ее глаза. Зверь смотрит прямо на меня. Глаза в глаза. Становится не по себе, вспоминается «Он нас всех убьет».
Позже мы встречаем и самого Симбу – короля зверей, льва. Он спускается к речке на водопой, а потом двигается сквозь кусты по каким-то своим делам.
— Как ты думаешь, зебра – черная в белую полоску или белая в черную полоску? – задаю вопрос своей спутнице. В заповеднике Масаи-Мара множество зебр. Эти, не могу подобрать другого слова, прикольные «лошади» пасутся на всем протяжении заповедника. Братья и сестры мультперсонажа зебры Марти чувствуют себя в Африке «опупенно»!
Зебры белые в черную полоску. Они рождаются белыми и лишь с возрастом у них проявляются свои индивидуальные «штрихкоды».
— Когда антилопы гну будут переправляться через реку? – Задаем вопрос гиду. Мы стоим у реки Мара, кишащей крокодилами. Гид отвечает, что пока рано – миграция гну начнется в октябре. Что ж, крокодилы подождут, а мы двигаемся дальше.
Антилопы гну – самый массовый вид животных в Африке. Относительно невзрачные – серо-коричнево-черные парнокопытные являются «расходным материалом» саванны. Но когда сотни тысяч гну начинают свой «исход» – зрелище, наверное, потрясающее.
Антилоп едят все хищники. Мы подъезжаем к дереву, на котором висит недавно кем-то разделанная тушка антилопы.
— Это леопард. Он где-то поблизости. – Сообщает Пол. Через какое-то время становится ясно – зверь не где-то, а там же на дереве. Наелся и спит на ветках дерева прямо над своей добычей. Но разглядеть его очень трудно, поэтому Пол решается на отчаянный шаг и проезжает прямо по деревом. И леопардом.
Гиена — тоже в каком-то роде хищная кошка. Хотя похожа больше на собаку.
— А почему леопард в большой пятерке, а гепард – нет?
— Гепарды не нападают на людей. Да и вообще эти два вида – очень близкие родственники. – Мы припарковали автомобиль в двух-трех метрах от большой пятнистой кошки. «Чита» — так называют аборигены гепарда. У животного большой вздутый живот. Мы сначала решаем, что это беременная самка, однако на поверку выходит, что гепард недавно очень неплохо отобедал. От этого он становится менее страшным для такого близкого расстояния.
«Их там подкармливают, вот они и не бросаются на людей» – Такое мнение выдают мои друзья, когда узнают, что хищники игнорируют нас и не залезают внутрь открытого автомобиля. Отвечаю на предположения друзей — животных тут точно никто не кормит. Это и запрещено, и у властей просто нет средств на такие ухищрения. Так что обитателям саванны приходится прокармливаться самим. Благо еды для всех хватает.
— В саванне, наверное, много змей?
— Нет, здесь много мангустов. Поэтому змей мало…
— На самом деле, — признается гид – дикие звери не нападают на людей в автомобилях, потому что привыкли к ним. Еще с младенчества львы и другие животные видят нас, но уже на генном уровне знают, что не могут достать. Но только когда человек в автомобиле. Поэтому выходить из минивэна лучше не стоит.
В итоге в заповеднике Масаи-Мара в Кении мы смогли увидеть множество животных и птиц в их естественных условиях. В том числе четырех из пяти представителей Африканской Большой Пятерки: Льва, Буйвола, Слона и Леопарда. Носорога я увидел чуть позже в другом национальном заповеднике Кении, но это уже совсем иная история.
Комментарии: